Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фаворский владимир андреевич

Энциклопедический словарь

Фаво́рский Владимир Андреевич (1886-1964), график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство в использовании выразительных возможностей ксилографии («Достоевский», 1929; иллюстрации к «Слову о полку Игореве», изд. 1954; иллюстрации к «Борису Годунову», 1955, и «Маленьким трагедиям», изд. 1961, А. С. Пушкина) и линогравюры (серия «Самарканд», 1942-44). Ленинская премия (1962).

* * *

ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич - ФАВО́РСКИЙ Владимир Андреевич [3 (15) марта 1886, Москва - 29 декабря 1964, там же], российский график, живописец, монументалист, театральный художник, теоретик искусства; выдающийся мастер искусства книги, создатель школы отечественной ксилографии. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Ленинская премия (1962).

Канва жизни

Родился в семье юриста (мать - художница О. В. Шервуд). Брал уроки в студии К. Ф. Юона (см. ЮОН Константин Федорович)(1903-05), а также в частной Академии Ш. Холлоши (см. ХОЛЛОШИ Шимон)в Мюнхене (1906-07). Жил в Москве. Был членом объединения «Четыре искусства (см. ЧЕТЫРЕ ИСКУССТВА)». Много работал как педагог - в московском Вхутемасе (1921-29; ректор в 1923-25), Московском полиграфическом (1930-34) и других институтах.

Работая с 1907 преимущественно в технике ксилографии (см. КСИЛОГРАФИЯ), стал виртуозом авторской торцовой гравюры на дереве, продолжив в этом плане традицию Т. Бьюика. Был близок к позднеромантической поэтике символизма (см. СИМВОЛИЗМ), однако внимательно следил и за новациями авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ), в том числе кубизма (см. КУБИЗМ) , добиваясь строгой конструктивности своих изысканных, тщательно выверенных композиций.

Идеальным полем для реализации его компромиссного подхода, гармонически сочетавшего в себе навыки, традиции и достижения авангарда, стало искусство книги. Фаворский разработал стройную теорию ее оформления, понимая книгу как целостный организм, в котором эстетическое, декоративное начало должно неразрывно сочетаться с функциональным («инструмент для чтения»).

Для иллюстраций периода 1910-х - середины 1930-х годов характерны лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху («Фамарь» А. П. Глобы, издано в 1923; «Новая жизнь» Данте, издано в 1934), черты эпического космизма - при всей миниатюрности образов - («Книга Руфь»,1925), либо, напротив, лукавого или драматического гротеска («Домик в Коломне» А. С. Пушкина, 1929; «Рассказы» Б. А. Пильняка, 1932). Произведение порой превращается как бы в явленную тайну искусства как такового, на что обращают внимание П. А. Флоренский (см. ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович)и О. Э. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), воздавшие Фаворскому хвалу как граверу-кудеснику.

С середины 1930-х мастер чаще пользуется белым штрихом, активнее передающим свет и движение; в его работах усиливаются черты классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) : «Сонеты» У. Шекспира (1948); сборник «Р. Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950); «Слово о полку Игореве» (1953); «Борис Годунов» (1956) и «Маленькие трагедии» (1961) А. С. Пушкина.

Другие сферы творчества

Фаворский был также замечательным мастером романтико-исторического гравюрного портрета («Ф. М. Достоевский»,1929; «Пушкин-лицеист», 1935), а также портрета бытового (серия карандашных «двойных портретов» родных и друзей, 1938-61). С 1942 обращался к линогравюре (серия «Самарканд», 1942-44). Работал также как художник театра.

Если многие его графические произведения (например, «двойные портреты») примыкают по духу к уединенному «тихому искусству (см. ТИХОЕ ИСКУССТВО)», то в своих монументально-декоративных вещах (фрески в Музее охраны материнства и младенчества, 1933, и композиции-сграффито (см. СГРАФФИТО) в Доме моделей, 1935; обе - в Москве, не сохранились) художник, с одной стороны, выполнял вполне официальный тематический заказ, с другой же - и здесь продолжал придерживаться принципа безукоризненной, замкнутой в себе «чистой формы».

Этот принцип формальной замкнутости произведения, гармоничной художественной структуры, внутри которой творчество как бы сберегает себя от суетной злобы дня, был отчасти унаследован Фаворским от А. Гильдебрандта (см. ГИЛЬДЕБРАНД Адольф фон)(его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в 1914 в переводе Фаворского и Н. Б. Розенфельда). В своих теоретических выступлениях Фаворский призывал скрупулезно продумывать внутренний строй произведения, тем самым сохраняя искусство - даже в самые тяжелые годы внешнего идеологического натиска - от политической конъюнктурщины и халтуры. Призыв Фаворского к формальной и духовной чистоте творчества всегда находил живой отклик . Он оказал действенное влияние на несколько поколений российских художников, в том числе на представителей «сурового стиля (см. СУРОВЫЙ СТИЛЬ) ».

Большой энциклопедический словарь

ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886-1964) - российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования выразительных возможностей ксилографии ("Достоевский", 1929; иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изд. 1954, а также к "Борису Годунову", 1955, и "Маленьким трагедиям", изд. 1961, А. С. Пушкина). Ленинская премия (1962).

Полезные сервисы